Приход храма Богоявления п. Усть-Уда - Пирожок с ничем
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Пирожок с ничем

 

Что, зачем и как празднуют люди в Новый год? Какой в этом всем смысл? Размышляет Илья Аронович Забежинский.

Смешное дело — Новый год. Все радуются и празднуют. И, главное дело, никто не понимает, чего празднуют. Я противный человек. Каждый год на своих лекциях беседую с православными на эту тему. Краду у них, так сказать, новогоднюю радость.

25 декабря весь западный христианский неправославный мир вместе с изрядной частью восточного православного станет праздновать Рождество Христово и славить Бога, пришедшего во плоти.

В то же время огромнейший, по православным меркам, и наиправославнейший русский крещеный народ-богоносец с 25 декабря как раз начнет отмечать новогодние корпоративы, давиться в магазинах за подарками и в очередях за едой и алкоголем. У детей начнутся новогодние елки, школьные и студенческие вечеринки.

Пиком всего этого станет новогодняя ночь, переходящая в последующие 8 дней всеобщих каникул. Наполненных гостями, посещениями родных, увлекательными поездками в дальние страны, театральной, киношной и прочей культурной жизнью, распитием сумасшедшего количества спиртных напитков и поеданием не меньшего количества вкусной, добротной и разнообразной еды.

И где-то под конец всех этих немыслимых приключений прошелестит наше «русское» Рождество. И уж последним вздохом, или, даже скорее, последним выдохом станет Старый Новый год, за которым окончательно уже потеряется Крещение. Святок не будет вообще. Все отпраздновано, выпито и съедено будет еще до их наступления. Радость уйдет в свисток.

Все праздничные силы уходят у нашего народа на празднование Нового года. Для Рождества уже ничего не остается. Как же так получилось?

Придумал товарищ Сталин, как сделать так, чтобы православные, наконец, перестали уже Рождество праздновать. А то беда — с Рождеством. Сидят, понимаешь, православные по ночам 25 декабря по старому стилю, т. е. 7 января по новому. Еловые веточки ставят, наряжают, празднуют. Привыкли. Что с ними делать?

А вот вам, говорит товарищ Сталин, а вот вам, товарищи, Новый год!

— Новый год? — недоверчиво спрашивают православные.

— Новый год.

— А! — радуется народ-богоносец, — Новый год!

Чудесный праздник! Славный праздник! Всем праздникам праздник. Главное, даже со своей мифологией.

Откуда-то вместо св. Николая Угодника, чье празднование рядышком тут с Рождеством, достается пронафталиненный Дед Мороз. Что за чудо такое? Откуда взялся? Во всех народных сказках Дед Мороз — это абсолютно злобный жестокий дедушка, который всякого норовит заморозить.

Помню, как меня пятилетнего, наряженного в зайчика (по единым для всей страны сценариям, мальчики, как известно, были зайчики, а девочки в коронах с блестками из битых игрушек — снежинками). Так вот вокруг нас, пятилетних с торчащими ушами зайчиков и белых закутанных в марлю снежинок, бегал ряженый дед в белой шубе с мигающей на конце палки лампочкой и кричал дурным голосом:

— А ну-ка спрячьте ваши ручки, детвора! Ух, заморожу!

При всей моей детской нежности к старику и получаемым от него подаркам, ужас был неописуемым. Сбежать, правда, было невозможно. Дедушка Ленин, когда был маленьким, ни за что бы не сбежал. Ну, и мы на него равнялись.

Другое дело — нынешние молодые. Вот, например, наш Ваня. Когда Ване было 3 года, Дед Мороз решил поиграть с детьми в ту же веселую игру. На словах «Заморожу ваши ручки» Ваня ручки спрятал. На словах «Заморожу ваши щечки» Ваня ручками щечки закрыл. А вот когда Дедушка Мороз воскликнул гомерически «А теперь заморожу ваши глазки!!!!», Ваня тут же представил замороженные остекленевшие детские глазки, поднял дикий рев и убежал с праздника, чтобы никогда уже не возвращаться. Ему же не читали про маленького Ленина.

В общем, Дед Мороз — феерический персонаж. Тем более, что путешествует он вечно с некой молодой девицей Снегурочкой, которую именует своей внучкой. При этом, кто родители этой самой снегурочки, откуда она вообще взялась, никто ровным счетом не понимает.

Родители используют Деда Мороза для того, чтобы творить для ребенка чудеса. Дети готовы находить чудеса. Детская душа — еще так недалеко от Бога. А где Бог, там чудеса нескончаемы. И вот родители подсовывают ребенку вместо реальных чудес, которыми полон Божий мир, чудеса искусственные. Чудеса понарошку. Чтобы ребенок, разобравшись, со временем понял, что чудес не бывает.

Мне трудно сказать, хорошо это или плохо. Скорее, плохо. И я уже совсем было собрался однажды со свойственным мне неофитским жаром изгнать этого персонажа из нашего семейного обихода. Совсем уж было собрался открыть Ивану глаза. Как вдруг начали мы с ним читать «Льва и колдунью» из хроник Нарнии Льюиса. А там, представляете, предтечей прихода Аслана, т. е. предтечей Христа, является ДЕД МОРОЗ. Во, как!

Ну, я и примирился. Если уж в Нарнии есть Дед Мороз, пускай и у нас живет. Тем более, у Ивана представления о нем догматически вполне верные. Если Дед Мороз существует, то он сотворен Богом. Если у него и есть какие-то необыкновенные свойства, то они тоже — дар Божий. Ну, вот так и живем.

А теперь назад. Вернемся к самому Новому году.

Что происходит в мире в Новый год? Что?

А происходят события важнейшие. Как же, ведь в ночь с 31 декабря на 01 января Земля, любимая наша планета, в очередной раз облетит вокруг не менее любимого нами Солнца и вернется в ту же (или почти ту же) точку по отношению к Солнцу, где была год назад. Вот уж поистине небывалое событие. Куда уж небывалее! А второго января? А второго января она вернется в ту же точку, из которой отправилась в путь вокруг Солнца второго января год назад. А 15-го? А 8 часов 34 минуты 23 сентября? Произойдет то же самое. Земля пройдет круг и вернется назад, но в другую точку.

Что же мы празднуем, дорогие мои, в Новый год? Что? Неужели вот это самое кружение вокруг светила? Что? В чем смысл праздника?

А ничего. Пустота. Смысл отсутствует. Отсутствует напрочь.

И тут, разумеется, раздадутся гневные голоса. Фи… Какой вы приземленный. Какой неромантичный! Мы празднуем окончание старого и начало нового. Окончание плохого старого. И начало хорошего нового. Новые времена наступают. Это понимает каждый.

И вот тут важно разобраться, а как вообще человек относится к такому понятию, как «время». А относится он к нему неважно. Христианское понимание времени, как луча, имеющего начало в Творении мира и стремящегося окончиться в конце времен, далеко от современного человека.

Современный человек, даже очень часто считающий себя христианином, мыслит о времени совершенно язычески. А языческое понимание времени — это круг. Вот цикл (circle, cycle — круг) начинается, длится, продолжается и завершается там же, где начался. И действительно, языческий ум, не готовый подняться над видимым вещественным миром, не задумываясь о его тварности и о существовании надмирного Творца, ограничивает свое восприятие о сущем представлениями только об этом самом мире.

А тварный мир — исключительно цикличен. Весной он просыпается или рождается, летом расцветает, осенью засыпает или умирает, зимой он в могиле или спит. Персефона каждую весну сбегает от Аида, процветает летом и возвращается в страшный аид осенью, чтобы провести там зиму.

Мы недовольны жизнью. Нас расстраивает материальное исполнение мира. Жизнь вообще как-то не задалась. Надо бы ее исправить, улучшить, но просто так это не удается. Почему? Надо, чтобы поменялось время. Надо, чтобы на смену недобрым временам, пришли, наконец, добрые. Чтобы старое время умерло, а новое народилось. А вот тут как раз и Новый год.

Помню, в журнале «Веселые картинки» к Новому году появлялись два персонажа. Старый год — согбенный дряхлый дедушка с неприятными чертами лица. Печать умирания была на этом лице. Но дедушку было не жалко. Пускай умирает.

И маленький. Симпатичный. По-детски совсем наивный и умильный мальчонка. Это Новый год. Он только сейчас рождается. И мы все ему страшно рады.

Вот так Новый год в сознании миллионов наших богоносцев становится сакральнейшим и важнейшим ежегодным рубежом.

А теперь посмотрите, что происходит.

Наступает этот день. Важнейший день в году. Этот день нельзя прожить просто так. Этот день, точнее, эту ночь, можно прожить только исключительно.

Народ занят долгой мучительной подготовкой. И ведь действительно.

Говорят, под Новый год

Что ни пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

А ведь и правда. Как Новый год встретишь, так его и проведешь. Как встретишь, так и проведешь. Кто ж этого не знает. Значит, надо подготовиться. Все лучшее должно сопровождать тебя в эту ночь. Лучшие друзья, ближайшие родные. Стол! Стол — важнейшая новогодняя составляющая! На столе должно быть все самое лучшее. Самое лучшее! Беднейшие раскупоривают кубышку и закупают немыслимые деликатесы.

Это непростая ночь. Это ночь, в которую все должно случиться. Я должен провести ее правильно. Правильно!

— Так в чем, вы говорите, нужно встречать этот Новый год?

— В синем?

— Точно в синем?

— Что за чушь вы городите? В синем встречали в прошлом году. В этом синий — к одиночеству. В этом году — только в красном! Если нет ничего красного, намотайте хотя бы красную ниточку на палец.

А годы этих замечательных китайских зверюшек?! У китайцев до Нового года еще пара месяцев. Он наступит только в феврале. Нет-нет, нас это не волнует!

— Нынче год змеи.

— Вы разве не знали?

— Да-да, год змеи.

— А змея любит травку.

— Обязательно поставьте на стол траву, зеленую траву, чтобы змею порадовать.

— Траву и все?

— Ну, считаете, что травы недостаточно, поставьте еще клетку с белыми мышами.

— ?

— Представляете, как змея любит мышей?!

И не вздумайте, в год свиньи есть свинину, а в год кролика — кролика!

Православные! Эй, народ-богоносец! Мы вообще понимаем, что все эти змеи, свиньи и кролики суть боги? Понимаем или нет? Мы языческим богам поклоняемся и при этом Бога не боимся. Ай-ай-ай!

А весь этот сонм замечательных новогодних примет! Коллекция примет! Как нужно встретить Новый год? В главном сходятся все. Расходятся в деталях. Но в деталях-то сами понимаете кто!

Сначала нужно проводить старый год. Старый год нужно проводить, и проводить так, чтобы он уже больше никогда не вернулся. А то вдруг вернется. Представляете, неправильно проводили, и Новый год не наступил!

Ну, уж нет! Похороны старого года. Провожаем всегда крепким — водкой там, или коньяком. Не знаете? Не знаете, что крепким надо? Не вздумайте вдруг провожать шампанским. Вы что? Не вздумайте! Только крепким. Многие не чокаются. Поминки все же. Проводили, вспомнили все хорошее, отбросили все плохое. Просто забыли его. Похоронили. Сейчас все изменится.

И вот тут начинаются расхождения. Что шампанским надо встречать, это знают все. С шампанским расхождений-то как раз нет. С шампанским вообще всем все понятно.

Без шампанского Новый год не наступает. Это ясно каждому. Какой может быть Новый год без шампанского?

Вот вспомните лучший фильм всех времен и народов. Разумеется, «Иронию судьбы». Смотрите, что происходит. Его, Женю Лукашина, в пьяном виде засунули в самолет. Он не дома и вообще не пойми где. Так сказать, «Галечка там, в Москве, а я здесь в Ленинграде на полу». У него невесты больше нет. Женщина, к которой он всю жизнь стремился, для него теперь навек потеряна.

У нее, у Нади Шевелевой, тоже нету больше жениха. Солидный и далеко не неприятный ей мужчина, с которым она хочет связать свою жизнь, исчез навсегда. Рядом с ней жалкий полупьяный проходимец. Жизнь для обоих кончилась. И что делают эти два образованных человека, работающих в бюджетной отрасли? Что? Что они делают? У нее все рухнуло, и он — проходимец. Но она говорит ему:

— Новый год наступает. Откройте шампанское!

Вот! ВООООТ оно! Откройте шампанское. И теперь все пойдет. Все наладится!

И автор нам рисует, как оно действительно налаживается. Новый год, новая жизнь. Он и она! Вот что значит — Новый год вместе, и правила соблюдены.

— С Новым годом, — говорит мама Нади, — с Новым счастьем.

И оно приходит, это новое счастье.

И заметьте, заметьте теперь, вглядитесь в судьбу бедной Галечки — московской невесты. Она бедненькая одна в Москве глушит ровно в 12 часов ночи стакан коньяку и, причем, в полном одиночестве! Эх, что б и ей было открыть шампанское. Ну, хорошо, с этим малохольным не сложилось. Ну, так ты открой хотя бы шампанское! И жизнь пойдет! Глядишь, и у тебя появится шанс. Но нет. Шампанского нет. Шанса нет. Коньяк в полночь — это приговор.

А бедняга Ипполит! Вот уж кого жалко! Провести новогоднюю ночь одному, в машине! Нет-нет, автор жесток. Шансов не оставляет и ему.

Ну, вот вы видите, насколько важно в новогоднюю ночь шампанское. Чрезвычайно важно! Шампанское — просто must!

А вот дальше, действительно, начинаются серьезные расхождения. Да-да, именно в деталях и последовательности новогодних действий наблюдаются чудовищные расхождения.

Прежде всего, никто не может точно сказать, что же нужно делать ровно в 12 часов.

Некоторые считают, что в 12 должна выстрелить бутылка. Да-да, есть такие легкомысленные, которые ждут ударов курантов, чтобы открыть шампанское.

Другие уверены, что такое промедление в новогоднюю ночь просто непростительно. Непростительно. Шампанское должно быть налито заблаговременно в бокалы, и в 12 часов бокалами следует уже чокнуться. Заметьте, чокнуться нужно непременно в 12. Это важно.

Есть такие продвинутые люди, которые идут еще дальше. За секунду до 12 следует загадать желание. Желание, загаданное заранее, не работает, уверены они. Желание следует придумать заранее, но приберечь и загадать его ровно за секунду до 12. И тогда в Новом году оно обязательно исполнится. Непременно.

Но и тут возникает загвоздка. Непреодолимая просто загвоздка. Никто в этой несчастной стране не знает точно, когда же этот Новый год точно наступает.

Одни полагают, что вот как президент «С Новым годом, дорогие россияне!» произнес, так с последними звуками его божественного голоса и наступает этот священный миг.

Другие уверены, что Новый год наступает с первым перезвоном курантов.

Третьи же наивно считают, что следует ждать до последнего двенадцатого удара курантов и только после этого стрелять пробкой, чокаться бокалами или загадывать желание.

Ну, каждый принимает решение, как может. Ну, просто интуитивно. Это беда просто. Понимаете, беда. Может уже какой-нибудь авторитетный орган объяснить народу, каков должен быть верный ритуал. Может кто-нибудь уже о народе позаботиться в этой стране или нет?

Но оказывается и это напрасно. И верный ритуал напрасен. Все напрасно! Все! Ибо все перечисленные выше судьбоносные новогодние процессы происходят перед телевизионным экраном. Или перед каким-нибудь иным электронным носителем.

И это приговор.

Никто не задумывается о такой простой вещи, как скорость распространения сигнала! Простейшая, казалось бы, вещь, но никто не задумывается. А ведь сигнал по разным каналам распространяется неравномерно. С неравной скоростью. Абсолютно несинхронно. И в любом случае имеет некоторую задержку по времени по сравнению с реальным временем удара часов!

Вот! Вот! Вы видите, что происходит! Откуда взяться счастью в этой несчастной стране, когда и Новый год-то в ней наступает не пойми когда!!!

Но мы ждем эту ночь. Мы готовимся, накрываем, стреляем, разливаем, чокаемся и загадываем. И мы все ждем и торопим. Вот сейчас. Вот оно сейчас. Вот оно все старое кончится. Вот оно кончится и больше не будет. Наконец-то оно уйдет. И никогда больше не вернется. Умрет, и забудем.

И наступит оно. Вот это. Долгожданное. Загаданное. Главное. Новое. Невиданное. И прекрасное! Да-да, прекрасное. Главное, верить, что все прекрасное теперь действительно наступит. Главное, верить! Вот. Вот. Вот. Ну, же! Ну!

И что? И ничего. Я думаю, не один человек испытывал этакое разочарование после новогодней ночи. Ничего не происходит. Ничего не случается. Как говорил тот же несчастный Ипполит:

— Новогодняя ночь закончилась. Завтра наступит похмелье. Пустота…

Товарищ Сталин был великий выдумщик. Подарив своему народу Новый год, он подарил ему на долгие годы праздник, лишенный смысла. Праздник пустоты. И народ наш бедный богоносец, выжимая себя и духовно и материально и, что чрезвычайно важно, выжимая себя эмоционально, после восьмидневного разгуляева подходит к празднику Рождества с онемелым недоумением:

— Ась? Какое Рождество?

Уже, вроде, и сил нету. Ну что ж, ладно, посидим. Проводим новогодние каникулы, что ли.

И вот тут приходится хотя бы несколько слов сказать про Рождество. Без этого никак. Потому что тут же возвышаются голоса несчастных, лишенных новогоднего чуда. Голоса с упреком:

— А чем лучше Ваше Рождество. Какой такой в нем смысл?

Я не дерзну серьезно богословствовать. Говорили и скажут лучше меня. Поэтому кратко.

Однажды один замечательный русский священник сказал про один нашумевший фильм так:

— Это пирожок с ничем.

Очень похоже на Новый год. Не правда ли?

А вот в Рождестве — совершенно очевидная есть начинка. Есть смысл.

Бог, Творец неба и земли. Видимого всего и невидимого. Твой, человек, Творец — пришел на землю. Хотите узнать, какое это имеет отношение к вам? Давайте разбираться.

 

автор: Илья Аронович Забежинский

Источник: pravmir.ru


Назад к списку