Приход храма Богоявления п. Усть-Уда - "Работа" за рубежом
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

"Работа" за рубежом

Протоиерей Савва Михаилидис — священник русского храма Христа Человеколюбца в Лимассоле на Кипре. В 2004 году он основал первый на острове приют для жертв торговли женщинами. За годы своего функционирования приют принял более 300 женщин, которые приезжали главным образом из стран бывшего Советского Союза.


Протоиерей Савва Михаилидис

Протоиерей Савва Михаилидис

Когда-то я считал женщин, занимающихся проституцией, крайне опасными, думал, что с ними просто нельзя общаться. Лет десять назад произошло несколько историй, которые заставили меня изменить взгляд на ситуацию.

Один греческий священник попросил поговорить меня с девушкой из Молдавии, которую обманом заставили работать в секс-индустрии, но она смогла уйти из этой системы. Вместо предполагаемого монстра я увидел робкую девочку с ангельским лицом. Несмотря на то, что мой собрат священник и его прихожане помогли ей в момент отчаяния, она покончила с собой. У нее были проблемы психологического характера…

Помню и другой случай, также подтолкнувший меня к созданию приюта. Была Великая Пятница Страстной недели. После службы пришла ко мне на исповедь группа девушек. Я, наивный, увидел, что они носят короткие юбки, но все-таки не понял, чем они занимаются.

Когда исповедовал первую, спросил ее: «Знаешь ли ты о законе, предписанном Богом, который требует от нас чистоты до брака? Может быть, у тебе есть, в чем исповедаться по этому поводу?»  Она ответила: «Я сама бы хотела жить чисто, но не могу, поскольку работаю в кабаре». В кабаре у нас девушки официально работают танцовщицами (хотя танцы эти – тоже род сексуальной эксплуатации), а, кроме того, их всех принуждают заниматься проституцией.

Узнав, что все пришедшие барышни из кабаре, я стал убеждать их оставить эту работу, перестать продавать свое тело, разрушая и его, и душу. Но одновременно я понимал, что не имею возможности дать им что-то конкретное. Тогда-то я решил создать приют.

Добровольно-принудительно

В будущем у этих женщин, жертв работорговли, после их спасения от рук сутенёров есть два пути: обратиться в полицию и остаться на Кипре, чтобы заниматься честным трудом, или вернуться на свою родину. Последнее часто оказывается более приемлемым для них.

Судебный процесс сутенёров для жертвы очень болезненный и часто бесполезный. Не все сутенеры получают адекватное наказание. Правительство Кипра должно остановить лицемерный порядок выдачи виз для разрешения на работу иностранным женщинам в ночных клубах острова. Ни для кого не секрет, что их берут работать проститутками.

Некоторые люди на Кипре, а может быть и в России, говорят: «Зачем помогать, если барышня сознательно хочет заниматься проституцией?» Что значит «сознательно»!? Никакая нормальная девушка не хочет быть проституткой. Просто иногда некоторые примиряются ради денег.

Помню, я проводил исследование о проблемe проституции на Кипре и встречался  для интервью с одной девушкой с высшим образованием, которая работала в кабаре Лемеса. Она приезжала на Кипр уже много раз, сознательно делая выбор. Девушка сказала мне следующее: «Когда в первый раз девушку вынуждают заниматься проституцией, она испытывает страшный шок. Если я когда-то наконец вернусь на Украину, хочу предупредить девушек о том, как работает система торговли женщинами за рубежом!»

На мой вопрос, почему она сама не хочет спастись, девушка ответила: «Я уже привыкла… Я купила машину на Украине, купила квартиру для ребенка…»

Но я знаю многих из тех, кто, попав в систему секс-индустрии по принуждению сутенеров,  затем по собственной воле продолжали этот путь, но потом все-таки выбрали честную жизнь. В Америке бывшая проститутка создала организацию, которая выступает против проституции и против ее легализации. Надо дать возможность женщинам понять огромные ее последствия – и физические, и психологические, и духовные.

Приют для разведенных

Среди бывших подопечных приюта – девушка из Молдавии. Первый раз ее принудили заниматься проституцией в Греции. Затем она 2-3 раза приезжала на Кипр уже добровольно, чтобы работать проституткой в кабаре.

Она – в разводе, в Молдавии ее ждал ребенок. И в какой-то момент она поняла, что больше не может. Пришла ко мне, я устроил ее в приют, позднее ей помогли найти работу официантки, а затем – вернуться домой. Я дал ей адрес православного старца в Кишиневе, который стал направлять, наставлять девушку. И теперь это – совершенно другой человек.

Так воскликнул и бывший клиент из кабаре, собравшийся было жениться на девушке. После возвращения из Молдавии он позвонил мне и в разговоре сказал, что увидел совсем не ту, с которой он «общался». Видите, история Святой Марии Египетской повторяется и в наше время.

Случается, что бывшие жертвы сексуального насилия выходят замуж за киприотов. Но кто эти мужчины, их мужья? Клиенты кабаре, которые привыкли к «свободному» образу жизни. Через некоторое время они, как правило, оставляют своих жен – порой беременных, порой с детьми. И у меня большая проблема – теперь я должен создать другой приют, именно для таких женщин, которые разведены, часто имеют ребенка и нуждаются в помощи.

Угрозы

Бывает, те, кто занимаются торговлей женщинами, пытаются как-то угрожать. Один раз сутенеры передали через общего знакомого, что меня могут убить, заплатив киллеру 20000 долларов. Вот, оказывается, это моя цена. Но у нас есть пословица: «Не бойся собаку, когда она лает».

Все дело в бедности?

Официально у нас есть законы против торговли женщинами. Но, к сожалению, они не очень работают. Юридическая система не действует, как надо.

Большинство девушек из моего приюта дали показания. Но потом не многих сутенеров доводят до суда, или наказывают их довольно мягко. Были закрыты некоторые кабаре, но те же самые люди, владевшие им, открыли другие клубы. Нам нужен такой закон, как в Швеции, в Норвегии, когда наказываются мужчины-клиенты, своими деньгами двигающие секс-индустрию.

На севере Кипра, оккупированном турецкими войсками, те же самые проблемы, что и у нас, на юге, в Республике Кипр. Мне позвонили из одной молдавской организации, выступающей против торговли женщинами, и попросили помочь девушке, попавшей в руки к сутенерам. Не объяснив, что она находится на турецкой стороне.

Девушка (в самом прямом смысле этого слова) очень страдала — и морально, и физически. Против ее воли ей была сделана неприятная операция, чтобы она могла принимать многих клиентов… Через друзей в Американском Посольстве я обратился к американскому послу, и с его помощью девушку вызволили.

Важная причина проституции, и не только на Кипре, – нравственная. Понятно, что никакая девушка не рождается проституткой. Но ведь соглашаясь даже ехать танцевать в кабаре, перед мужчинами, она делает шаг к тому, что последует дальше. Разве девушки не понимают, что такие танцы в кабаре – это далеко не народные танцы?

Я читал результаты опроса, проведенного в Украине, в ходе которого женщин спрашивали, согласились бы они поехать за рубеж на работу — в клубы, кабаре. Почти все женщины более старшего поколения ответили «нет». А из молодых большинство сказали «да».

После распада — не имея церковной основы – новое поколение стало брать все, что видело на Западе, причем не самое лучшее. Много зависит от морального воспитания. Хороший пример родителей, настоящее, не внешнее, церковное воспитание.

Бедность, безусловно, – искушение. Но у проблемы проституции вовсе не экономические корни. Наши предки на Кипре, в Греции, жили очень бедно. Но им в голову не приходило решать проблемы подобным образом.

Самое хорошее предохранение от возможности проституции – дать девочкам и мальчикам полноценное христианское образование и воспитание, чтобы они сохраняли чистоту до брака.

Человек, выбирающий свободную любовь до брака, делает маленький шаг в неверную сторону. Я помню, как одной девушке мать сказала: «Если ты спишь с разными мужчинами, почему тогда не для денег?»

Сексуальная революция

Чистота до брака – большая тема. Раньше у нас на Кипре было две морали: одна – суровая для женщин, другая – для мужчин. Женщины моего поколения почти все сохранили чистоту до брака. У мужчин – было по-другому. Их установка: «именно сейчас, до брaка, мы имеем право «погулять».

И сегодня молодые люди говорят: «Как мы можем иметь хорошую интимную жизнь с женой, если не будем знать, как все бывает, не станем настоящими мужчинами?» На что я отвечаю им: «Мои кролики спариваются, достигая возраста трех месяцев, не различая партнеров. Вы думаете, это знак мужественности?»

Сейчас и женщина стала следовать плохому примеру мужчины: «Почему ему можно, а мне – нет?» Но это имеет огромные последствия, влияет на психологию женщин. Ведь подсознательно она понимает, что весь ее организм, ее психика созданы для семьи, а тут происходит разрушение этой установки. Да и мужчине подобная «свобода» ничего хорошего не приносит.

В Америке, где раньше были либерально-сексуальные установки, где думали, что оберегают молодежь, распространяя контрацептивы, поняли, что это не работает. И теперь вкладывают деньги в продвижение идеи воздержания до брака. Если оба супруга сохранили чистоту до брака, в браке не будет недоверия, ведь у них нет ненужного мешающего опыта. Те, у кого есть опыт до брака, начинают сравнивать жену с другими, бывают искушения…

Если опомнилась…

На вопрос, что делать, если человек опомнился, начинает новую жизнь, но ту чистоту уже не вернешь, обычно отвечаю такой историей. Я знаю девушку с Украины, которая попала в руки сутенеров на Кипре, а потом стала верующей, пришла в Православную Церковь. Она помогла молодому человеку спастись от наркотиков, и он очень хотел жениться на ней. Но у него были проблемы с первой женой, которая в свое время просто выгнала его.

Мы пошли к местному митрополиту, чтобы посоветоваться, как быть. Митрополит удивился, когда женщина, которая раньше работала, как проститутка, сказала: «Я сказала жениху, что если не будет венчания, не будет между нами ничего». Между тем, она жила у него в доме, в отдельной комнате. Даже мама его протестовала: как они могут жить в одном доме и не иметь отношений! Я же сказал ей: «Ты должна быть счастлива, потому что девушка хочет пребывать в чистоте до брака. Такие женщины будут верны и после брака».

В итоге этот брак не состоялся, и девушка вернулась на свою Родину.

Спасти от аборта

Раньше я много занимался и Обществом защиты нерожденных детей. Но сейчас сил уже на все не хватает. Иногда накатывает отчаяние.  И если мне не удалось спасти ребенка от аборта, спасти девушку от проституции, по крайней мере, внутреннее я знаю, что старался сделать все, зависящее от меня.

Одного американца, консервативного конгрессмена, выступающего за семейные ценности, журналисты спросили: «Вы активно сопротивляетесь таким делам, но ничего не меняется: люди продолжают делать аборты, легкомысленно относиться к семейной жизни». Он ответил: «Отец воспитывал меня по-христиански. Как-то он сказал: “Сын, Бог не осудит тебя, если ты не изменил мир, но, по крайней мере, постарался это сделать”».

Я стараюсь в приходе, по мере сил, спасать жизнь нерожденных детей. Хорошо, если бы этой темой занимались православные врачи. Если бы в России  был создан  медицинский православный факультет. Врачи могли бы реально влиять на ситуацию. В Италии, когда там легализировали аборты, оказалось мало медиков, готовых убивать нерожденных детей.

Когда «плачет» икона

Счастье для меня — не зарабатывать много денег, не возможность иметь удобное место, а хорошая семейная христианская жизнь.

У меня добрая, благочестивая матушка. Тяжелым испытанием для семьи стала ее болезнь – рак. После операции мы отправились в пещерный храм Богородицы около Лимассола, где находится чудотворная икона. Тогда на Кипре «плакала» и другая икона в Кикском моиастыре.

Я верю, конечно, в чудо, но также допускаю и фантазии легкомысленных людей. Но все-таки поехал туда с супругой. По дороге встретил местного священника – бывшего моего ученика (я раньше преподавал в школе Закон Божий). Он дал вату и сказал: если на иконе появятся слезы, возьми их и перекрести жену.

Мы вошли в пещеру, где стояли женщины, которые сразу же стали меня спрашивать: «Почему иконы “плачут”?» Ответить я не успел, потому что одна девушка поднесла пальцы к глазам иконы, и они стали мокрыми. Действительно, были слезы. Мы стали молиться. Женщины сказали, что слезы появились после того, как вошли мы с матушкой… Тогда я сказал жене: «Это от Бога, и с твоим здоровьем все будет хорошо». С тех пор прошло уже много лет.

Пример

В заключении беседы я бы хотел подчеркнуть значение хорошего примера в христианской жизни. Когда я был студентом во Франции, имел счастье иметь в качестве учительницы русского языка монахиню Серафиму Осоргину. Гибель ее брата Георгия Осоргина в Соловках описывает Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГе».

Я был молодым, но не помню, чтобы она советовала мне что-то, говорила, как следует поступать, что делать. Но ее личный пример был таким сильным, что я считаю ее своей духовной матерью. Достаточно было видеть, как она живет, как относится к людям, — это было более сильно, чем если бы она поучала меня…

Елена Вербенина
Оксана Головко

Источник: www.pravmir.ru/rabota-za-rubezhom/


Назад к списку