Приход храма Богоявления п. Усть-Уда - Объяснение молитв
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Объяснение молитв

Назад к списку

    Во и?мя Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха. Ами?нь.
    Этими словами мы начинаем наши мо­литвы, потому что христианин все, что ни делает, должен делать во славу Божию. Отец, Сын и Святой Дух — Еди­ный Бог, Нераздельная Пресвятая Трои­ца. Во и?мя значит в честь, ами?нь — ис­тинно, да будет.
    При этой молитве мы осеняем себя кре?стным зна?мением — знаком Креста.
    Бо?же, ми?лостив бу?ди мне гре?шному.
    Го?споди Иису?се Христе?, Бо?же наш, по­ми?луй нас. Ами?нь.
    В этих двух молитвах мы просим милости от Бога: чтобы Он простил нам все плохое, что мы делаем, не от­вернулся от нас и не дал нам Себя забыть.
    Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?.
    Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?нь.
    Ны?не — теперь. При?сно — всегда.
    Этими молитвами мы славим Бога.

Молитва Святому Духу

    Царю? Небе?сный, Уте?шителю, Ду?ше и?сти­ны, Иже везде? сый и вся исполня?яй, Со­кро?вище благи?х и жи?зни Пода?телю, прииди? и всели?ся в ны, и очи?сти ны от вся?кия скве?рны, и спаси?, Бла?же, ду?ши на?ша.
    Царю? Небе?сный, Уте?шителю, Ду?ше и?сти­ны — О Царь Небесный, Утешитель, Дух истины! (обращение). Иже везде? сый и вся исполня?яй — Ты, Который пребыва­ешь везде и  все Собой  наполняешь. Сокро?вище благи?х — Источник всего доброго; жи?зни Пода?телю — Податель жиз­ни. Мы просим Духа Святого: прииди? и всели?ся в ны (в нас), и очи?сти ны от вся?кия скве?рны — очисть  нас   от  всего, что оскверняет нашу душу, и спаси?, Бла?же (Благой), ду?ши на?ша (наши).

Ангельская песнь Пресвятой Троице

    Святы?й Бо?же, Святы?й Кре?пкий, Святы?й Безсме?ртный, поми?луй нас.
    Ангельской песнью Пресвятой Троице эта молитва называется потому, что ее воспевают святые Ангелы, окружая на Небе престол Божий. Эта молитва так­же называется Трисвятое.
    Святы?й (Святой) Бо?же — обращение к Богу Отцу, Святы?й Кре?пкий — к Богу Сыну (Он — Крепкий, Сильный, так как Своим воскресением победил диавола и смерть), Святы?й Безсме?ртный — К Богу Духу Святому (Он — Бог вечный и дает всем жизнь). Слова поми?луй нас относятся ко всем трем Лицам, к еди­ному Существу Божию.

Молитва Пресвятой Троице

    Пресвята?я Тро?ице, поми?луй нас; Го?спо­ди, очи?сти грехи? на?ша; Влады?ко, прости? без­зако?ния на?ша; Святы?й, посети? и исцели? не?мощи на?ша и?мене Твоего? ра?ди.
    Го?споди, очи?сти грехи? на?ша — обраще­ние к Богу Отцу; Влады?ко, прости? безза­ко?ния на?ша — обращение к Богу Сыну; Святы?й, посети? и исцели? не?мощи на?ша — обращение к Богу Духу Святому; и?мене Твоего? ра?ди — для славы Твоего имени.


Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси? на Небесе?х! Да свя­ти?тся и?мя Твое?, да прии?дет Ца?рствие Твое?, да бу?дет во?ля Твоя?, я?ко на Небеси? и на земли?. Хлеб наш насу?щный даждь нам днесь; и оста?ви нам до?лги на?ша, я?коже и мы ос­тавля?ем должнико?м на?шим; и не введи? нас во искуше?ние, но изба?ви нас от лука?ваго.
    Эта молитва называется молитвой Гос­подней, потому что Сам Господь наш Иисус Христос дал ее людям.
    Отче наш, Иже еси? на Небе?сех — Отец наш Небесный (Иже еси? — Который есть). Да святи?тся и?мя Твое? — да будет свято и прославляемо всеми людьми имя Твое; мы просим Бога помочь нам жить свято — прославлять Его своими дела­ми. Да прии?дет Ца?рствие Твое?: мы просим, чтобы настало Царствие Божие, — то есть чтобы нам жить по правде и люб­ви. Да бу?дет во?ля Твоя?, я?ко на Небеси? и на земли? (я?ко — как): мы просим Бога по­мочь нам исполнять на земле волю Его, как на Небе исполняют ее Ангелы. Хлеб наш насу?щный даждь нам днесь (насу?щный — необходимый для суще­ствования; даждь — дай; днесь — сегод­ня): мы просим у Бога не только хлеба, но и всего необходимого для жизни, а также пищи для души, и прежде всего святого Причащения. И оста?ви нам до?лги на?ша, я?коже и мы оставля?ем долж­нико?м на?шим (я?коже — как). Наши долги — это наши грехи, всякое от­ступление от воли Божией, от прав­ды и добра, а наши должники — это люди, которые в чем-нибудь винова­ты перед нами; мы должны прощать их — тогда и Бог нас простит. И не введи? нас во искуше?ние — не дай нам со­грешить (искуше?ние — это желание со­вершить Грех). Но изба?ви нас от лука?ваго — избавь нас от всякого зла.

Утренняя молитва
святого Макария Великого

    К Тебе?, Влады?ко Человеколю?бче, от сна воста?в прибега?ю, и на дела? Твоя? подвиза?юся милосе?рдием Твои?м, и молю?ся Тебе?: помози? ми на вся?кое вре?мя, во вся?кой ве?щи, и изба?ви мя от вся?кия мирски?я злы?я ве?щи и диа?вольскаго поспеше?ния, и спаси? мя, и введи? в Ца?рство Твое? ве?чное. Ты бо еси? мой Сотвори?тель и вся?кому бла?гу Промы?слен­ник и Пода?тель, о Тебе? же все? упова?ние мое?, и Тебе? сла?ву возсыла?ю, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?нь.
    Воста?в — встав. Прибега?ю — обраща­юсь за помощью. Подвиза?юся — устрем­ляюсь. Помози? — помоги. От вся?кия мир­ски?я злы?я ве?щи — от всякого зла земной жизни. Диа?вольскаго поспеше?ния — со­действия диавола, диавольского со­блазна (поспеше?ние — помощь в дости­жении успеха). Ты бо еси? — потому что Ты. Промы?сленник (Промыслителъ) — Устроитель (Про?мысл Бо?жий — это дей­ствие премудрой и всеблагой воли Бо­жией, Божия забота о вселенной и человеке). О Тебе? же все? упова?ние мое? — в Тебе вся моя надежда.

Символ веры

    Символ веры — краткое и точное изложение основных истин христиан­ской веры, которое нужно знать всяко­му христианину.
    Символ веры состоит из двенадца­ти частей, которые называются чле­нами.
    1. Ве?рую во Еди?наго Бо?га Отца?, Вседержи?те­ля, Творца? не?бу и земли?, ви?димым же всем и неви?димым.
    Я верую в Единого (одного) Бога Отца, Который все содержит в Своей власти и всем управляет (Вседержи?те­ля), Творца неба и земли, то есть види­мого и невидимого мира.
    2.  И во Еди?наго Го?спода Иису?са Христа?, Сы?на Бо?жия, Единоро?днаго, Иже от Отца? рожде?ннаго пре?жде всех век; Све?та от Све?та, Бо?га и?стинна от Бо?га и?стинна, рожде?нна, несотворе?нна, Единосу?щна Отцу?, Имже вся бы?ша.
    Верую также, что Господь Иисус Христос — это тот же Единственный Бог, то есть второе Лицо Святой Трои­цы. Он — Единоро?дный, Единственный Сын Бога Отца, рожденный, когда и времени еще не было (пре?жде всех век); Он — Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога; Он рожден Отцом (как подобный и равный Ему), а не сотворен Им, и имеет единое существо, одну суть с Ним — Единосу?щен Отцу. От Него все существующее произошло — Имже вся бы?ша.
    3.  Нас ра?ди челове?к и на?шего ра?ди спасе?­ния сше?дшаго с Небе?с и воплоти?вшагося от Ду?ха Свя?та и Мари?и Де?вы, и вочелове?чшася.
    Верую, что Он для нас, людей, для нашего спасения явился на землю, при­нял плоть от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком (вочеловечился).
    4.  Распя?таго же за ны при Понти?йстем Пила?те, и страда?вша, и погребе?нна.
    Верую, что за нас (за ны), за наши грехи Господь Иисус Христос был рас­пят на Кресте, при римском правителе Понтии Пилате, и страдал, и умер, и был погребен.
    5. И воскре?сшаго в тре?тий день по Писа?­нием.
    Верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как о том было предсказано в пророческих писаниях Библии.
    6. И возше?дшаго на Небеса?, и седя?ща одес­ну?ю Отца?.
    Верую, что Он в сороковой день по Воскресении вознесся телом на Небеса и сел одесну?ю — по правую сторону — Бога Отца, то есть имеет с Ним равную силу и честь.
    7.  И па?ки гряду?щаго со сла?вою суди?ти живы?м и ме?ртвым, Его?же Ца?рствию не бу?дет конца?.
    Верую, что Господь Иисус Христос опять (па?ки) придет (гряде?т) на землю, чтобы судить всех людей — как жи­вых, так и умерших, которые тогда воскреснут. Он воздаст каждому по делам его, отделит праведных от греш­ных и из праведных образует Царство Свое, которому не будет конца.
    8. И в Ду?ха Свята?го, Го?спода, Животворя?щаго, Иже от Отца? исходя?щего, Иже со Отце?м и Сы?ном спокланя?ема и ссла?вима, глаго?лавшаго проро?ки.
    Иже — Который; Иже от Отца? исходя?щаго — Который исходит от Отца; Иже со Отце?м и Сы?ном спокланя?ема и ссла?вима — Которому надлежит поклоняться и Ко­торого славить вместе, наравне с Отцом и Сыном; глаго?лавшаго проро?ки — гово­рившего через пророков.
    Я верую, что третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — истинный Господь Бог; верую, что Святой Дух дает всему жизнь и, наравне с Отцом и Сыном, Он Творец всего. Верю, что Дух Святой исходит от Бога Отца, и что Ему следует точно так же поклоняться, как мы поклоняемся Отцу и Сыну, и так же славить Его. Верю и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апосто­лов и по Его вдохновению написано все Священное Писание — Библия.
    9. Во Еди?ну Святу?ю, Собо?рную и Апо?столь­скую Це?рковь.
    Верую в Единую (единственную и всех объединяющую в одно), святую, соборную (в которой участвуют все), основанную апостолами Церковь — единство всех верующих с Богом, установленное от Бога общество лю­дей, соединенных православной ве­рой, законом Божиим, священством и Таинствами. Глава Церкви — Сам Христос.
    10.  Испове?дую еди?но креще?ние во остав­ле?ние грехо?в.
    Я открыто объявляю, что для проще­ния грехов и духовного возрождения нужно только один раз принять креще­ние; признаю также, что кроме Креще­ния в Церкви есть еще и другие Таин­ства, освящающие жизнь человека.
    11.  Ча?ю воскресе?ния ме?ртвых.
    Я с надеждой и уверенностью ожи­даю (ча?ю), что будет такое время, когда души умерших людей опять соединят­ся со своими телами и все умершие оживут.
    12. И жи?зни бу?дущаго ве?ка. Ами?нь.
    Я ожидаю также будущей вечной жизни: что, когда воскреснут мертвые и совершится над всеми суд Христов, для праведников начнется вечная бла­женная жизнь, бесконечная радость близости к Богу, а для нераскаянных грешников — вечная мука, невозмож­ность соединения с Богом, Которого они отвергли в своей земной жизни.

Молитва Ангелу хранителю

    Ангеле Бо?жий, храни?телю мой святы?й, на соблюде?ние мне от Бо?га с Небесе? да?нный, приле?жно молю? тя: ты мя днесь просвети?, и от вся?каго зла сохрани?, ко благому дея?нию наста?ви и на путь спасе?ния напра?ви. Ами?нь.
    На соблюде?ние мне — для сохранения меня от всякого зла. Ты мя просвети? — вразуми меня, научи, осияй светом ис­тины; днесь — сегодня.
   
Молитва святому (святой),
имя которого (которой) ты носишь

Моли? Бо?га о мне, святы?й (или свята?я) (имя), я?ко аз усе?рдно к тебе? прибега?ю, ско?рому помо?щнику и моли?твеннику (или: ско?рой помо?щнице и моли?твеннице) о душе? мое?й.
    Яко аз — потому что я. Прибега?ю — обращаюсь за помощью.

Песнь Пресвятой Богородице

    Богоро?дице Де?во, ра?дуйся, Благода?тная Мари?е, Госпо?дь с Тобо?ю; благослове?на Ты в жена?х и благослове?н Плод чре?ва Твоего?, я?ко Спа?са родила? еси? душ на?ших.
    Плод чре?ва Твоего? — родившийся от Тебя Иисус Христос. Яко Спа?са родила? еси? душ на?ших — потому что Ты родила Спасителя наших душ.
    Эта молитва — память о том, как Ангел возвестил Деве Марии, что Она будет Матерью Господа нашего Иисуса Христа. В этой молитве мы ничего не просим у Божией Матери, а лишь прославляем Ее и выражаем свою лю­бовь к Ней.

Молитва Животворящему Кресту

    Спаси?. Го?споди, лю?ди Твоя? и благослови? достоя?ние Твое?, побе?ды на сопроти?вныя да?руя и Твое? сохраня?я Кресто?м Твои?м жи?тельство.
    Достоя?ние Твое? — принадлежащих Тебе. На сопроти?вныя — над противни­ками, врагами. Жи?тельство — жилище.
    Мы призываем великую силу Крес­та Христова на все достояние Божие — на все, принадлежащее Христу: на лю­дей Его (лю?ди Твоя?), то есть православ­ных христиан, на наше Отечество и в особенности на святую Церковь — об­щество всех истинно верующих, сре­ди которых Господь невидимо пребы­вает и живет (Церковь и есть жи?тель­ство Христа).

Молитва о живых

    Спаси?, Го?споди, и поми?луй отца? моего? духо?внаго (имя его), роди?телей мои?х (имена их), сро?дников, наста?вников и благоде?телей (имена их) и всех правосла?вных христиа?н.
    Сро?дники — родственники. Наста?вни­ки — учителя и все, кто учит нас доб­ру. Благоде?тели — те, кто делает нам добро (благо).

Молитва о усопших

    Упоко?й, Го?споди, ду?ши усо?пших раб Твои?х (имена их) и всех усо?пших сро?дни­ков и благоде?телей моих, и прости? им вся согреше?ния во?льная и нево?льная, и да?руй им Ца?рствие Небе?сное.
    Усо?пший — уснувший; так мы назы­ваем тех, кто уснул для этой жизни до всеобщего воскресения, ведь у Бога все живы и все воскреснут.
    Молиться о живых и усопших мож­но и среди дня и вечером. Впиши имена твоих близких в помянник. Узнай имена и тех усопших родных и благодетелей, которых сам не помнишь, и постарайся молиться о них (поминать их) каждый день.

Хвалебная песнь Богородице

    Досто?йно есть я?ко вои?стину блажи?ти Тя, Богоро?дицу, Присноблаже?нную и Пренепоро?чную и Ма?терь Бо?га на?шего. Честне?йшую Херуви?м и сла?внейшую без срав­не?ния Серафи?м, без истле?ния Бо?га Сло?­ва ро?ждшую, су?щую Богоро?дицу Тя вели­ча?ем.
    Досто?йно есть — подобает. Яко вои?стинну — поистине. Блажи?ти Тя — вос­хвалять Тебя. Присноблаже?нную — все­гда блаженную (при?сно — всегда). Пренепоро?чную — самую непорочную, без­грешную. Честне?йшую Херуви?м — до­стойную бо?льшей чести, чем Херуви­мы. Сла?внейшую без сравне?ния Серафи?м — заслуживающую несравненно бо?льшей славы, чем Серафимы (Херуви?мы и Сера­фи?мы — высшие Ангелы, ближайшие к Богу). Без истле?ния — без нарушения чистоты. Бога Сло?ва ро?ждшую — родившую Бога Слова, то есть Сына Божия. Су?щую — действительную.
    Мы величаем и прославляем Пресвя­тую Деву Марию как Матерь Божию, славнейшую самых близких к Богу Ангелов, потому что Она родила Бога и есть истинная Богородица.

Молитва после еды

    Благодари?м Тя, Христе? Бо?же наш, я?ко насы?тил еси? нас земны?х Твои?х благ; не лиши? нас и Небе?снаго Твоего? Ца?рствия, но я?ко посреде? ученико?в Твои?х прише?л еси?, Спа?се, мир дая?й им, прииди? к нам и спаси? нас.
    Я?ко посреде? ученико?в Твои?х прише?л еси? — как Ты пришел посреди учени­ков Твоих, мир дая?й им — подавая им мир.
    Мы просим Господа невидимо прий­ти к нам, как Он видимо пришел к Своим ученикам в самый день Воскре­сения Своего, хотя двери были заперты, и сказал им: «Мир вам!» Об этом рассказывают нам апостолыевангели­сты Лука и Иоанн.

Молитва перед учением

    Преблаги?й Го?споди, ниспосли? нам бла­года?ть Ду?ха Твоего? Свята?го, да?рствующаго смысл и укрепля?ющего душе?вныя на?ши си?лы, дабы?, внима?я преподава?емому нам уче?нию, возросли? мы Тебе?, на?шему Созда?те­лю, во сла?ву, роди?телем же на?шим на уте­ше?ние, Це?ркви и Оте?честву на по?льзу.
    Преблаги?й — самый благой. Ниспо­сли? — ниспошли. Дабы? — чтобы.

Молитва после учения

    Благодари?м Тебе?, Созда?телю, я?ко сподо?­бил еси? нас благода?ти Твоея?, во е?же внима?ти уче?нию. Благослови? на?ших нача?льников, роди?телей и учителе?й, веду?щих нас к позна?­нию бла?га, и пода?ждь нам си?лу и кре?пость к продолже?нию уче?ния сего?.
    Во е?же — чтобы. Пода?ждь — подай. Сего? — этого.

Вечерняя молитва святого Макария Великого

    Го?споди Бо?же наш, е?же согреши?х во дни се?м сло?вом, де?лом и помышле?нием, я?ко Благ и Человеколю?бец прости? ми. Ми?рен сон и безмяте?жен да?руй ми. Ангела Твоего? хра­ни?теля посли?, покрыва?юща и соблюда?юща мя от вся?каго зла, я?ко Ты еси? храни?тель душа?м и телесе?м на?шим, и Тебе? сла?ву возсыла?ем, Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?нь.
    Еже согреши?х — в чем я согрешил. Яко — как. Ми — мне. Посли? — пошли. Яко Ты еси? — потому что Ты.

Молитва Ангелу хранителю
(из вечерних молитв)
    Ангеле Христо?в, храни?телю мой святы?й и покрови?телю души? и те?ла моего?, вся ми прости?, ели?ка согреши?х во дне?шний день, и от вся?каго лука?вствия проти?внаго ми врага? изба?ви мя, да ни в ко?ем же гресе? прогне?ваю Бо?га моего?; но моли? за мя гре?шнаго и недосто?йнаго раба?, я?ко да досто?йна мя пока?жеши бла?гости и ми?лости Всесвяты?я Тро?ицы и Ма?тере Го?спода моего? Иису?са Христа? и всех святы?х. Ами?нь.
    Вся, ели?ка согреши?х — все, в чем я со­грешил (ели?ка — сколько). Дн?ешний — нынешний. От вся?каго лука?вствия — от всей лжи, всех хитростей. Проти?внаго ми — противостоящего, противодей­ствующего мне; проти?внаго ми врага? — борющегося со мной врага, диавола. Ни в ко?емже гресе? — никаким грехом. До­сто?йна мя пока?жеши — явишь меня до­стойным.

Молитва Пресвятой Богородице

    Все? упова?ние мое? на Тя возлага?ю, Ма?ти Бо?жия, сохрани? мя под кро?вом Твои?м.
    Под кро?вом — под покровом, покро­вительством.

Молитва ко святому Причащению

     Ве?рую, Го?споди, и испове?дую, я?ко Ты еси? вои?стину Христо?с, Сын Бо?га жива?го, прише?дый в мир гре?шныя спасти?, от ни?хже пе?рвый есмь аз. Еще? ве?рую, я?ко сие? есть са?мое Пречи?стое Те?ло Твое?, и сия? есть са?мая Честна?я Кровь Твоя?. Молю?ся у?бо Тебе?: по­ми?луй мя, и прости? ми прегреше?ния моя?, во?льная и нево?льная, я?же сло?вом, я?же де?лом, я?же ве?дением и неве?дением, и спо­до?би мя неосужде?нно причасти?тися пре­чи?стых Твои?х Та?инств, во оставле?ние грехо?в и в жизнь ве?чную. Ами?нь.
    Яко — что. Жива?го — живого. Прише?дый — пришедший. От ни?хже пе?рвый есмь аз — из которых я первый (то есть самый большой). Сие? — это. Молю?ся у?бо Тебе? — поэтому молюсь Тебе (у?бо — поэтому). Яже — которые. Сподо?би — удостой.
    Прегреше?ния во?льная и нево?льная, я?же сло?вом, яже де?лом, я?же ве?дением и неве?де­нием — прегрешения, которые я сделал вольно или невольно, словом, или делом, или зная, что это грешно (ве?дение — зна­ние), или не зная (неве?дением).

Молитва благодарственная по святом Причащении

    Те?ло Твое? Свято?е, Го?споди Иису?се Христе? Бо?же наш, да бу?дет ми в живо?т ве?чный, и Кровь Твоя? Честна?я во оставле?ние грехо?в: бу?ди же ми благодаре?ние сие? в ра?дость, здра?вие и весе?лие; в стра?шное же и второ?е прише?ствие Твое? сподо?би мя гре?шнаго ста?ти одесну?ю сла?вы Твоея?, моли?твами Пречи?стыя Твоея? Ма?тере, и всех святы?х.
    Живо?т ве?чный — вечная жизнь (жи­вот — жизнь). Бу?ди же ми — пусть будет для меня (ми — мне). Сподо?би — удостой. Ста?ти одесну?ю сла?вы Твоея? — оказаться в числе спасенных, в свете сла­вы Господа (одесну?ю — по правую сто­рону).
 


Назад к списку