Приход храма Богоявления п. Усть-Уда - Как подготовиться к Исповеди и Причастию.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Как подготовиться к Исповеди и Причастию.

Таинство Исповеди

 Исповедь – одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них, Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено и на небе» (Евангелие от Матфея, гл.18, стих 18). И в другом месте: «Примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл.20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемником епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

 Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения. Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

 Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл.1, стих 7). В тоже время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних, грехи против себя. Вот перечисление некоторых грехов:

 

Грехи против Бога.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия  атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру  Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание Имени Божия всуе (когда Имя Бога упоминают не в  молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва Именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к  экстрасенсам, чтение книг по белой, черной и прочим магиям,  чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Нарушение обетов данных Богу.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысл Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время Богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т.е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение святых Таин.

Самонадеяние, человеконадеяние, т.е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

 

Грехи против ближних

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Месть.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого – воровство.

Споры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом – доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

 

Грехи против самого себя

Многословие, пересуды, празднословие.

Безпричинный смех.

Сквернословие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Ложь.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние – разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд – физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние – нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный – физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение – физическая близость с близкими по родству или кумовству.

  Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете – это все грехи и против Бога (т.к преступают Его заповеди), и против ближних (т.к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т.к. препятствуют спасительному устроению души).

 

Как подготовиться к Исповеди.

 Желающий принести пред Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспоминая все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух.

 Не нужно рассказывать духовнику долгих историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды – необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь – не только осознание собственных недостатков, но, прежде всего – жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя – это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский говорит: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

 Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, можно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

 Чтобы исповедаться, необходимо узнать, когда в храме проходит Таинство Исповеди. В тех же храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

 

Как подготовить к исповеди детей

 Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают у Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства выработать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же, нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

 Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, можно дать прочесть им следующий список возможных прегрешений:

  Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?

 Не садился ли за стол, не помолившись, и не ложился ли спать  без молитвы?

 Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы:  «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

 Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

 Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

 Вел ли себя должным образом на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

 Не произносил ли без надобности имя Божие?

 Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли  при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

 Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

 Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

 Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

 Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

 Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

 Не гадал ли, не ворожил?

 Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

 Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

 Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

 Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

 Не ели в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

 Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

 Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому  других?

 Не обижал ли младших?

 Не мучил ли животных?

 Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

 Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

 Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

 Не сквернословил ли?

Не присваивал ли себе чужого?

 Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

 Не ленился ли помогать родителям по дому?

 Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих от своих обязанностей?

 Не завидовал ли другим?

  Приведенный здесь перечень – лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей – настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему, вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаге, но не следует это делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди – это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

 

Как происходит Исповедь

 Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом Литургии. В нашем храме в Усть-Уде исповедь для усть-удинцев совершается вечером. Те кто приезжают к нам из деревень могут исповедаться утром, для этого нужно заранее предупредить служащих в церковной лавке.

Нельзя приступать к Таинству Покаяния (как и к другим Таинствам) женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и больше их не совершал, вновь не называются.

При возможности нужно исповедоваться у одного и того же священника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не только духовнику, а вместе с ним Самому Спасителю.

 Тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на исповеди, так и остается нераскаянным, а значит не прощенным.

 После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Таин.

  Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения.

 

Как подготовиться к Причастию

 

 Дни говения длятся обычно три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила.

 Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу – хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Если за один раз каноны прочитать тяжело, то можно чтение этих канонов распределить по дням недели добавляя их к вечернему или утреннему правилу чтобы ко дню Причастия их прочитать. Непосредственно перед днем Причастия читается Последование ко Святому Причащению, которое также можно разделить на две части: вечером читать до молитв ко Святому Причащению, а утром оставшиеся молитвы.

 Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку.

  Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с5-6 лет, а если возможно, и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

 Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят.

Для Причастия Святых Христовых Таин нужно придти на Божественную Литургию к началу богослужения.

 

Таинство Причащения

 Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной Вечери: «Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл.26, стихи 26-28).

 Во время Божественной Литургии совершается Таинство Святой Евхаристии – хлеб и вино таинственным образом Святым Духом прелагаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

 Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…»(Евангелие от Иоанна, гл.6, стихи 53-54).

 Таинство Причащения – непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния - Исповедью; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

 Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будничный) или поясной (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них – женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник раскрыв уста, принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После отпуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим воздержаться от курения. Желательно дома прочесть «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». То, что в день причастия нельзя здороваться за руку – предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

 В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого домой приглашается священник. В зависимости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих).

 Дети до семи на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

 Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовника. Чем чаще мы исповедуемся и причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, тем большее время мы находимся в непосредственной близости от Бога, и напротив редкое участие в этих Таинствах отдаляет нас и от Бога и от Церкви.

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается…Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».


Назад к списку